В наше время, когда вполне можно говорить о расцвете самоиндификации, когда каждое предприятие старается все больше осознавать свою историческую уникальность, социальную неповторимость и территориально производственное своеобразие, все чаще и чаще можно слышать: "А у нас есть свой гимн"! И это нормально и правильно: гимн, по сути своей - такой же атрибут суверенитета компании, как ее торговая марка, печать и собственное имя на промышленноэнергетической карте страны. И безусловно важно, чтобы гимн был, скажем так, качественным. А это уже разговор профессиональный и вести его надо с профессиональным композитором, имеющим опыт создания гимнов, поскольку совершенно очевидно, что попсовые "два притопа" здесь не годятся. Именно такой собеседник у "Промышленного еженедельника" - композитор Сергей Белоголов.
- Сергей Владиленович, в нескольких словах, откуда пошли на Земле первые гимны?
- Начнем с самого начала. Гимн в переводе с греческого - "торжественная песнь". Первые гимны, воспевающие богов и государственных правителей тех древнихпредревних лет, были обнаружены написанными на папирусах в древнеегипетских пирамидах. Древние греки донесли до нас термин "гимн", который в те времена восходил к имени бога брачных уз - Гименея, что на самом деле заставляет о многом задуматься. Хотя бы о том, что в основе прославления лежит начало новой жизни, чему, собственно, и служит брак. Гимны были разные и нынешнее поголовное увлечение "Маршем Мендельсона" в момент свадебного торжества - все-таки упрощение. Но вернемся к гимнам как таковым. У тех же древних греков со временем появились многочисленные гимны, которые воспевали других богов. Практически у каждого бога были свои гимны, которые исполнялись, сообразно ритуалам и местным предпочтениям. Гомер и Пиндар усовершенствовали искусство гимна, впервые сделав его "светским", так сказать - опустив с небес на землю. Благодаря им и римлянам стало возможным появление "псалмов, гимнов и од" во славу христианской веры (можно вспомнить Иоанна Дамаскина на востоке и Фому Аквинского на западе).
- А гимны стран, районов, поселений и так далее?
- Такие гимны появились гораздо позже, но стали крайне популярными. Сейчас уже странно выглядело бы государство, у которого нет своего гимна. То есть, спортсменам которого буквально не под что было бы радоваться до слез какой-нибудь своей победе, а руководителю страны нечего послушать, сходя по трапу по прилету с дружеским визитом в другую страну. Так и местные гимны: уверен, что традиция эта будет только крепнуть, и в каждой местности появится свой оригинальный высокохудожественный гимн, который всегда есть зачем и где исполнить.
Но вернемся к вашему вопросу. Национальные гимны возникли уже в "Новое время", когда они смогли по своей сути несколько высвободиться от строгих канонов религиозной направленности. Первый светский гимн, который, на мой взгляд, оказал огромное влияние на этот жанр вообще, был гимн Нидерландов, который появился в двадцатые годы семнадцатого века. В те времена гимны, как правило, тематически концентрировали свои смыслы вокруг фигуры монарха как главного символа государства. Достаточно вспомнить первые строчки гимна Российской Империи: "Боже, царя храни..."
Однако монархии стали сменяться республиками, и в этом отношении трудно переоценить значение французской "Марсельезы" (1792 год), которая послужила прототипом новых национальных гимнов, в основу которых легли идеи свободы, равенства, братства. Собственно, эти идеи в том или ином виде являются стержневыми для современным государственных и национальных гимнов.
Что же касается гимнов, скажем так, региональных или корпоративных - то там за основу обычно берется местная или профессиональная специфика.
- Как вы думаете, какие основные цели преследуют, когда заказывают гимн?
- Ничего нового я тут вам не открою, это самоочевидные вещи. Гимн, так же как герб и флаг - символы единства, символы особости и суверенитета - государства, города, района, компании... Их предназначение - сплочение людей. Но они не могут быть абстрактными, абстрактные символы плохо воспринимаются, поэтому в них обозначеныо собенности сплачиваемого народа или коллектива, принципы, на которых строится их жизнь и т.д.
- Как можно оценить качество гимна?
- Главный критерий качества гимна - эмоциональное воздействие двух составляющих - музыки и текста, способное вызвать у слушателя духовный подъем, готовность к действию, чувство гордости. Эта тема очень обширная, можно долго и много говорить о музыке и текстах гимнов. Универсальных рецептов здесь нет, но при этом встречаются случаи - и их немало, когда произведение называемое гимном не выполняет свои функции, а значит таковым не является.
- Сложно написать гимн?
- Сложно ли написать гимн? Все зависит от степени таланта, профессионализма и понимания задачи. Очень важно работать в тандеме с поэтом, так как рождение серьезного произведения (а гимн - это очень серьезно, это много сложнее просто хорошей песни) предполагает постоянный поиск, внесение изменений в текст, дополнения, правки... споры, наконец, и прочие интересные вещи, без которых не обходится ни один творческий процесс.
- А что обязательно должно быть в музыке гимна?
- Скажем так: эта музыка должна возвышать людей, "поднимать" их и "нести"... Понятно говорю?
- Вполне! Скажите, а часто заказывают гимны?
- Часто. И это здоровая тенденция. Я считаю: это показатель того, что у людей возникает потребность испытать чувство единения, чувство сопричастности и гордости - за свой город, свое предприятие, свою профессию... Но должен заметить- еще раз вернусь к жанровым особенностям - что многие из современных гимнов городов и предприятий представляют из себя обыкновенные песни. Почемуто в последнее время принято считать, что если в песне упоминается название города, то это что уже гимн. Еще одна распространенная беда - непрофессиональные тексты, "со всеми вытекающими.."
- Вам такое встречалось?
- Увы, да. Более того: есть случаи, когда создание гимнов поставлено "на поток", и некие творческие "стахановцы" выдают почти одинаковые гимны направо и налево, сильно надеясь, что их заказчики музыкально не встретятся. Гимн - это "штучный" продукт. Это умение в рамках короткого стихотворного и музыкального полотна создать емкий уникальный эмоционально насыщенный образ... Тут важна каждая нота и каждое слово текста!
- Тексты, кстати, да... Бывают просто наивно смешными...
- Они могут быть искренние, трогательные, полные гордости за свой регион... Но крайне редко такие стихи могут стать основой для хорошего гимна. Исключения, конечно, бывают, но они настолько редки, что я, например, таковых не встречал. Текст гимна - это важно и непросто. Здесь нужны профессионалы, и профессионалы особые.
- А что можно сказать о записи?
- Только одно: на этом нельзя экономить! Иначе усилия многих людей, от композитора и поэта до исполнителей окажутся тщетными и мы не достигнем главного результата - эмоционального воздействия на слушателя! Гимн должен звучать в соответствии с авторским замыслом: Если это оркестр - значит должен звучать оркестр, если это хор - значит, должен звучать хор... Плюс хорошая студия и грамотное сведение. И тогда он прозвучит именно так, как должен звучать гимн... А уж появятся ли слезы на глазах у людей, зависит (повторюсь) от таланта и профессионализма авторов и исполнителей.
- Вы считаете себя специалистом по созданию гимнов?
- Сразу оговорюсь: я не специализируюсь на создании гимнов. Это лишь небольшая часть моего творчества. В то же время я четко представляю себе стилистику и особенности этого жанра. И одна из этих особенностей такова: гимны нельзя писать часто! Для этого нужно особое эмоциональное состояние, особый настрой... Хороших гимнов гораздо меньше, чем хороших песен - это объективно и показательно.
- Первый написанный вами гимн: это было давно?
- Первый гимн я написал 20 лет назад. Он был написан на конкурсной основе для одной из национальных республик. Что касается "корпоративных гимнов", то я практически не раскрываю, какие гимны и для кого написаны. Гимн в первую очередь принадлежит тому, чьим символом он является. Пусть лучше сама корпорация скажет, кому именно она заказала свой гимн. Если сочтет нужным.
- Ваш первый гимн исполняют и сейчас?
- Вы знаете, нет, хотя без преувеличений я могу назвать его одним из самых удачных. Просто в то время в национальных республиках степень художественного достоинства произведения зачастую определялась по национальным признакам авторов - гимн оказался "слишком европеизированным" для собственных национальных корней.
- Вас это сильно расстроило?
- Нет. Я предвидел такой вариант. Но это - тоже часть профессии, с этим надо мириться. К тому же с тех пор я написал еще более десяти гимнов, многими из которых просто горжусь. Думаю, будут и еще интересные заказы с хорошими текстами.
- А если текст... не так уж хорошо, написан местным доморощенным автором с неуклюжей рифмой и банальным смыслом?
- Тогда я постараюсь мягко порекомендовать обратиться к хорошему автору.. Хотя бы как к консультанту, который мог бы "поработать" с местным автором.
- А если у заказчика будет категорическое условие писать именно на этот текст?
- Как правило, люди, заказывающие гимн, понимают, что им надо, обладают вкусом и здравым смыслом. И понимают, что на плохой текст хороший гимн написать практически невозможно. Причем, они же понимают: им самим его петь, вместе со всеми. Так, чтобы не было стыдно..
Белоголов Сергей Владиленович. Родился 22 марта 1955 года в г.Петрозаводске. Детские годы прошли на Южном Урале, в городе Миассе, где закончил музыкальную школу №2 по классу фортепиано (1963-1970), а затем теоретическое отделение Миасского музыкального училища (1970-1974). С 1974 по 1979 года - учеба на композиторском факультете Новосибирской Государственной консерватории им. М. И. Глинки в классе профессора А. Ф. Мурова. После окончания консерватории, с 1979 по 1996 годы - творческая и преподавательская работа в Якутии. С 1983 года - член Союза композиторов СССР. C 1996 года по настоящее время работает в Москве. Состоит в Московской организации Союза композиторов России. С 2003 года - зав. музыкальной частью московского Государственного театра киноактера. Автор мюзиклов, балетов, симфонических увертюр, кантат, гимнов, театральной, камерно-инструментальной, хоровой, вокальной музыки. Особое место в творчестве - музыка для детей.